Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды26 августа 2014 22:00

"Мосфильм": «Палочка Коха» над Старым городом, силиконовый младенец и карета в награду

Накануне Дня российского кино - 27 августа - мы побывали на знаменитой киностудии и узнали: чего в избытке и чего не хватает [фото]
Киноконцерн «Мосфильм» — самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России и одна из крупнейших киностудий Европы

Киноконцерн «Мосфильм» — самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России и одна из крупнейших киностудий Европы

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДОЦЕНТА

Все начинается с Евгения Леонова. Точнее, с памятника ему в образе в образе Доцента из всеми любимых «Джентльменов удачи», что стоит у Аллеи звезд аккурат напротив Мосфильма. Тут останавливаются автобусами, машинами, чередой детских колясок, приобщая даже не ходящих еще младенцев к культуре советского кинематографа:

- Потри дяде пальчик! Вот так, молодец!

«Потереть пальчик» Леонову - это к счастью, конечно. Точнее - к исполнению желаний. Если личного желания нет, можно загадать, например, следующее: пусть у нас нынче начнут снимать такие фильмы, чтоб, как советские «Джентльмены удачи» с Леоновым, - помнились. А можно попросту загадать, чтоб путешествие на Мосфильм удалось, - и вперед.

ВАМ МАШИНУ ШУРИКА ИЛИ ШТИРЛИЦА?

Для начала - к автомобилям. Эти старики и старушки на четырех колесах - вполне заслуженные актеры: о заслугах говорят таблички, где, как ордена на подушке, «возлежат» названия фильмов: вот этот мерседес снимался в «Семнадцати мгновениях весны», а вон тот потрепанный «москвичок» - в «Операции Ы». Что вы, что вы, он уже на покое, да. Как и велосипеды Ленина и Крупской во-он в том углу.

А вот гипсовой лошадке в соседнем зале покоя все не видать. Ее снимают и в хвост, и в гриву: 30 кинолент за хребтом, чего уж!

Гипсовые животные в кино - это бальзам на сердце зоозащитникам. Вот как увидите в кадре рану животного - знайте: это не живую лошадушку краской извозюкали, это ее гипсового дублера ухайдакали. А в соседнем зале - макет целой деревни: такую можно вполне реалистично сжечь, если того требует сценарий, и горя не знать. Ну и так далее.

- А кто ответит правильно на вопрос, в каком фильме была снималась тачанка, тому разрешу посидеть в раритетной карете из фильма «Война и мир»! - вещает экскурсовод.

- «Чапаев»! - соображает одна парочка быстрее остальных - и влезает в карету. Ну что ж, вполне себе памятная фишка от экскурсовода. Прочие участники довольствуются фотоувековечиванием себя на фоне шахназаровского быка из «Всемирной истории отравлений», во чреве которого пытается омыться спасительной кровью отравленный герой фильма. Декорация, кстати, впечатляющая. Брр.

РОЛЬ ГОРОДА ИГРАЮТ ДОМИКИ ИЗ ГИПСА

Еще раз про Карена Шахназарова (как известно, это не только режиссер, но и гендиректор «Мосфильма») нам упомянули среди декораций «Старого города» - это макеты зданий былой Москвы, выстроенные специально для съемок «про дела минувших дней». Целая улица: домики, церковки, снова домики, трактир... Последний - одно из трех (всего лишь) строений, внутри которых можно снимать (основная часть - просто экстерьер, дома сделаны из фанеры, сверху - гипс, загримированный под дерево или колонны благодаря краске).

Вот в этом трактире Шахназаров, говорят, когда-то угощал нашего президента чаем. А нас внутрь не пустили. Хотя президент уже давно поел-попил и отбыл!

Мы бы, кстати, согласились на самый минимум - чтобы какой-нибудь переодетый под трактирщика сторож угостил нас... да просто водой! И приговаривал бы:

- Извольте отведать, дамы и господа!

Увы, такого сценария для гостей «Мосфильма» (ну чтоб по полной оценили декорации) не создали. Да и времени на изучение Старого города отвели в обрез - видимо, хозяева боятся, что экскурсанты разнесут гипсовую Москву на сувениры.

Так что ориентирую: надо успеть сфотографироваться тут на фоне скандально известной «многоэтажки на Мосфильмовской», которая так многозначительно нависает над хрупкими строениями Старого города. К слову, у этого 10-го по высоте ужастика Москвы (54 этажа, 217 метров) есть народное название - «палочка Коха» (ибо построена «палочка» на месте бывшего тубдиспансера). Нависающая над домиками Старого города, она производит незабываемое впечатление.

Впрочем, ужасаться некогда - нас уже зовут вперед, к закромам мастерской пластического грима.

ГИПСОВАЯ МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!

Перед гримерками тяжеловатое ощущение оставляют гипсовые маски актеров - и ушедших, и ныне живущих. У тех, что взяты с живущих, - как правило, глаза открыты. Известно, что, например, Владимир Меньшов согласился выставить свою маску напоказ только на таких условиях.

Гипсовые маски нынче делают все актеры в обязательном порядке. А пренеприятная, как говорят, эта процедура нужна для того, чтобы готовить грим для фильмов. Ну, скажем, нужно соорудить образ злодея. Берут гипсовую маску артиста - и по ней лепят новый силиконовый образ. Останется только напялить его потом на себя. Но только на день. Для следующих съемок образ ваяют заново.

Жаль, что закрома «Мосфильма» закрыты от посторонних глаз. Мечталось мне, чтобы у мастерской пластического грима были бы стеклянные стены - это ведь так модно в современных офисах! А чем «Мосфильм» не в тренде? Вон, по всем стенам-коридорам-переходам объявления вполне себе модные в связи с новым антитабачным законом развешены: «Курить в помещениях запрещено!!!» (бедные артисты!).

Впрочем, чтоб мы не чувствовали себя ущемленными, напоследок нам вынесли силиконовый бюст Сухорукова (ой, мама, что это?!) и силиконового же младенчика. Ручки-ножки дрыгаются, пляшут сами по себе; мы его с интересом и одновременно отвращением передавали из рук в руки: дают - бери, фотографируйся, это еще не самое неприятное, что артистам брать в руки приходится! Вон, на стенде рядом с мастерской - силиконовые окровавленные кисти: поди, попробуй такое примерить!

Не волнуйтесь, «такое» вам и не дадут. Хотя процесс примерки чего-нибудь еще на шаг приблизил бы нас с вами к потайному миру кино. Одно ведь дело - ходить мимо витрин, вглядываясь в парики «из фильма такого-то», другое - попробовать хоть на минуту вжиться в роль. Может, не осталось бы ощущения некоторой недозаполненности этих двух часов, проведенных на «Мосфильме». Которые чуть усугубились обратной дорогой - по довольно безликим улицам киностудии (здания-трава-бордюры), разве что вслед нам смотрел грустный какой-то Василий Шукшин, а вот Сергей Бондарчук - тот даже и не глянул, потому что по задумке скульптора смотрит не на приходящих-уходящих, а на пушки из своей «Войны и мира».

С ними мы его и оставили. Вышли перемалывать ощущения на скамеечку к Леонову. Та была прикрыта временно надвинувшейся тенью от «палочки Коха».

А толпа желающих «потереть пальчик» не иссякала.

НА ЗАМЕТКУ

Телефон для записи на экскурсию: 8 (499) 143-95-99.

Пн - чт: 13.00, 15.00, чт - дополнительно экскурсия: 18.30.

Цена: дети, пенсионеры - 180 рублей, взрослый - 240 рублей.

Выходные - не работает, но можно прийти с экскурсией проекта «Иди и смотри» (http://seeandgo.ru)

Групповые экскурсии (до 20 человек):

дети: от 3600 рублей, взрослые: от 4800 рублей.

Адрес: ул. Мосфильмовская, 1, стр. 21.

Как добраться: ст. метро «Киевская». Затем - минут десять на автобусах 119, 205, или троллейбусах 7, 17, 34, или маршрутках 11м, 20м, 394м, 525м, 329м, 496м, 205к до остановки «Мосфильм».

КСТАТИ

В конце экскурсии - радость для детей: вам покажут кусочек из «Вия», но не на экране, а с помощью оживших фигурок. Это будет мини-представление в темноте. Ну а как по-другому «Вия» смотреть?!

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Киноконцерн «Мосфильм» — самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России и одна из крупнейших киностудий Европы. Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первой полнометражки - «На крыльях ввысь» Бориса Михина.

В карете, возле которой стоит Николай Второй, можно посидеть.

В карете, возле которой стоит Николай Второй, можно посидеть.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Возле Леонова все фоткают свои ладони на фоне ладошки отпечатанных там ладоней звезд.

Возле Леонова все фоткают свои ладони на фоне ладошки отпечатанных там ладоней звезд.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

За правильные ответы дают посидеть в авто из кино.

За правильные ответы дают посидеть в авто из кино.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

К Леонову идут и стар, и млад - потереть палец на счастье.

К Леонову идут и стар, и млад - потереть палец на счастье.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Высотку на Мосфильме обзывают "палочкой Коха". Это - вид над Старым городом.

Высотку на Мосфильме обзывают "палочкой Коха". Это - вид над Старым городом.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Дом Андерсена (слева) из одноименного фильма. И костюмы из "Кавказской пленницы" (справа).

Дом Андерсена (слева) из одноименного фильма. И костюмы из "Кавказской пленницы" (справа).

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

В Старом городе все время что-то снимают.

В Старом городе все время что-то снимают.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Дома в Старом городе пустые внутри, снаружи обмазаны гипсом.

Дома в Старом городе пустые внутри, снаружи обмазаны гипсом.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Закоулки старого города.

Закоулки старого города.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Костюм Балконского (слева) - узнаете? И макет деревни (справа) - его можно сжечь для съемок, будет как по-настоящему

Костюм Балконского (слева) - узнаете? И макет деревни (справа) - его можно сжечь для съемок, будет как по-настоящему

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Маски актеров - теперь все обязаны сделать такие.

Маски актеров - теперь все обязаны сделать такие.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Машина из "МУРа" - биография рядом.

Машина из "МУРа" - биография рядом.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Машина из "Операции Ы" сейчас не снимается - на пенсии.

Машина из "Операции Ы" сейчас не снимается - на пенсии.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Напоследок дают поужасаться сценке из "Вия".

Напоследок дают поужасаться сценке из "Вия".

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Памятник Бондарчуку - он глядит на пушку из своей "Войны и мира".

Памятник Бондарчуку - он глядит на пушку из своей "Войны и мира".

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН