Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Экономика27 августа 2014 22:00

В челябинских магазинах подешевели овощи, но подорожали яйца

Антимонопольная служба попросила супермаркеты снизить накрутку на продукты
Тем временем супермаркеты негодуют: некоторые поставщики продуктов после введения санкций начали необоснованно повышать цены.

Тем временем супермаркеты негодуют: некоторые поставщики продуктов после введения санкций начали необоснованно повышать цены.

Фото: Александр ЧЕРНЫХ

Руководители Челябинского УФАС решили собрать за круглым столом всех, кто имеет отношение к ценам на продукты в области. Приглашали производителей молока и мяса, представителей торговых сетей. Последних в антимонопольной службе называют регуляторами рынка. С каждым годом магазинов все больше, а значит, они могут влиять на цены поставщиков.

— Нашего производителя не жалуют в магазинах, — посетовал начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности областного Минсельхоза Анатолий Малишевский. — Стараются завести продукцию со стороны. Сейчас каждый житель должен стать патриотом и покупать только свое. Но «свое» должно быть качественным и приемлемым по цене.

Анатолий Малишевский.

Анатолий Малишевский.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Врио губернатора Борис Дубровский поручил создать горячую линию, чтобы люди сообщали о росте цен. На нее ежедневно звонят по 40 человек. Люди не стесняются жаловаться и президенту. Малишевский зачитал несколько писем к Путину. Челябинцы недовольны на повсеместное повышение цен. К слову, упомянули и о посланиях главе государства от местных производителей. Они, наоборот, шлют Путину благодарственные послания. Мол, продовольственные санкции к Западу позволяют расти и развиваться российским фирмам.

Один из путей контроля стоимости продуктов — заключить соглашение между правительством области и магазинами, чтобы вместе отслеживать цены от поставщиков. Однако в УФАС предупреждают, что это нарушает закон. Никаких договоров между властями и бизнесменами быть не может. Но есть небольшая оговорка, что если на самом высоком уровне в Москве одобрят такую практику, то сделать исключение можно. Один из демократичных сетевых магазинов уже общался с главой региона по этому поводу. Разработали даже проект взаимодействия. Но пока что это лишь наметки плана. Когда он заработает и будет ли вообще — неизвестно.

МОЛОКО НЕ ПОДОРОЖАЕТ

Тем временем супермаркеты негодуют: некоторые поставщики продуктов после введения санкций начали необоснованно повышать цены. Магазины отказываются от таких товаров: пусть лучше пустует место на полке, чем в торговом зале возмущаются покупатели. Антимонопольщики же разослали по торговым сетям письмо с рекомендациями.

— Выбрать поставщиков, которые будут привозить продукты без перебоя

— Предлагать производителю обосновать цену, вести переговоры

— Понизить накрутку магазина

В антимонопольной службе считают, что эти меры не скажутся на прибыли магазинов. Зато покупателю будет спокойней. При этом стражи здоровой конкуренции трезво понимают, что совсем избежать роста цен не получится. Ведь есть сезонные колебания и инфляция. Главное: не допустить спекуляции ценами на продукты из санкционного списка.

Производители молока заверили, что минимум до Нового года не повысят цены. Им вторят мясные фабрики. А вот цена на яйца почему-то выросла у всех. Магазины пока не могут найти объяснение этому. Подешевели местные фрукты и овощи. Цена на импортные яблоки подскочила на шесть процентов (польских наливных на полках больше не осталось), а цитрусовые выросли почти на 20%.

Заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Григорьевна Семенова.

Заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Григорьевна Семенова.

Фото: Андрей АБРАМОВ

В ДЕНЬ ЗНАНИЙ ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ

Ответное слово взяли представители магазинов. Говорят, что в последнее время свои цены поставщики все же подняли. Оправдываются, например, новым оборудованием. Если сумма выросла солидно, то спекулянтов «пугают» антимонопольной службой. Это их отрезвляет. Некоторые поставщики решили просто повысить цену «под шумок».

Магазину устанавливают фиксированную наценку на продукты. Уже несколько лет действует закон о максимальной стоимости товаров первой необходимости. Чтобы вписаться в его рамки, магазины снижают свою надбавку на молоко, хлеб и т.д. С каждой проданной булки торговая точка кладет себе в карман не больше 7%. При этом продавцы не заинтересованы в росте заводских цен на остальные продукты. Ведь тогда покупатель просто перестает приносить их на кассу. Представительница одной большой торговой сети отметила, что с 1 сентября они будут вынуждены немного поднять цены, потому что подорожало почти все: от конфет до алкоголя.

Дорогу местному производителю дают еще одним способом. Например, закупать колбасу, которая по ГОСТу таковой не является. Однако продавать ее можно. Главное, не писать на упаковке «колбаса». В такие изделия добавляют, допустим, куриное мясо.

Начальник Главного контрольного управления региона Алексей Локшин призвал торговые сети напрямую работать с производителями. Ведь когда в цепочке есть еще, например, поставщики — цена растет.

На круглый стол в УФАС пришли только представители местных сетей. «Федералов» почему-то не было. Чиновники говорят, что они не охотно идут на контакт. Ведь им торговую политику диктует начальство магазина в Москве. Скоро этому, возможно, придет конец. В правительстве страны разрабатывают приказ, чтобы на полках федеральных супермаркетов обязательно появились продукты с того региона, где они работают.

НОМЕРОК

Куда жаловаться на рост цен

Горячая линия областного Минсельхоза: 8 (351) 239- 60-06 (круглосуточно).