Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Экономика29 сентября 2014 3:00

Машиностроитель - профессия творческая

Владимир Александрович Куфман.
Фото пресс-службы ОАО «ГРЦ Макеева».

Владимир Александрович Куфман. Фото пресс-службы ОАО «ГРЦ Макеева».

В последнее воскресенье сентября представители машиностроительной отрасли отмечают свой профессиональный праздник. Для коллектива Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева День машиностроителя всегда был и остается одним из наиболее значимых праздников. Он, как точка отсчета, позволяет оглянуться назад, дать оценку пройденному.

О «делах давно минувших дней» и современной ситуации мы поговорили с заслуженным машиностроителем РФ, инженером одного из подразделений ОАО «ГРЦ Макеева» Владимиром Александровичем Куфманом.

После окончания в 1972 г. Свердловского государственного университета (ныне УрФУ им. Б. Ельцина) по специальности «физика» Владимир Александрович три года работал на Свердловском машиностроительном заводе имени Калинина. Затем переехал в Миасс, откуда родом, и начал трудиться в конструкторском бюро машиностроения.

Было с кого брать пример

- Моя трудовая биография вполне могла бы сложиться иначе, ведь в университете я изучал физику, но при устройстве на работу попал в отдел, который занимался вопросами прочности изделий. Работать начал инженером-расчетчиком. Коллектив у нас был молодой, инициативный, так что было интересно. Производственных заданий хватало, ощущалась необходимость в квалифицированных кадрах, поэтому если человек сразу включался в процесс, то к нему относились с уважением и интересом.

- Скажите, были специалисты, у которых вы учились, которых считаете своими наставниками?

- В молодости, как правило, авторитетов не существует, кажется, что самому все под силу. Конечно, с уважением относился к начальнику отдела Валерию Товьевичу Лизину, начальнику сектора Виктору Александровичу Пяткину. Если говорить о Викторе Петровиче Макееве, с которым мне приходилось встречаться на совещаниях, то мне он показался работающим, думающим человеком. Всегда вежливый, внимательный, никогда не кичился своим статусом. Словом, было с кого брать пример.

- За 42 года вам пришлось работать в разных направлениях - основная тематика, космическое, народнохозяйственное направления. Подход к работе отличался?

- Для меня все направления равноценны. Например, наряду с работой по созданию ракетных комплексов я принял участие в проектировании и отработке 50-метрового пожарного подъемника АКП-50, что оказалось достаточно сложно и очень интересно. В пределах основной тематики была очень интересная работа по спасению телеметрической информации - от устройства «САТ-5» (отстреливаемая емкость, тормозящаяся за счет отсутствия аэродинамической формы) до парашютной системы спасения части корпуса аппарата с предварительным торможением за счет потери аэродинамического качества или динамического изменения центровочных характеристик спасаемого аппарата. Этот задел был успешно использован в сфере международного сотрудничества по темам «Медуза» и «Спринт», где предполагалось спасение материалов и препаратов, побывавших в условиях невесомости.

Новые, совершенно неожиданные требования возникали при разработке спутников с научной аппаратурой по темам «Волна» и «Компас», связанные как с особенностями компоновки приборов в них, так и с использованием аппаратуры в условиях, для которых она не предназначена. А уж внедрение в конструкцию наших изделий углеродных композиционных материалов, к которой я оказался причастным, - это вообще сказка… Вообще любая работа интересна, ведь бывают совершенно неожиданные повороты в уже устоявшемся процессе, так что порой нужно и инициативу проявить, и специальную литературу изучить. Безусловно, помогают современное оборудование и формы работы, например компьютерные методики, позволяющие перебрать большее количество вариантов. Но ведь эти расчеты необходимо перепроверять простым, так сказать, инженерным, путем, который не изменился.

Труд всего коллектива

- Как рождается инновация?

- В процессе интенсивной работы всегда появляется что-то новое, это неизбежный процесс. Открытие становится ценным, когда сделано не для себя, а для дела. В советские времена рационализаторская деятельность активно поощрялась и рассматривалась как часть производственного процесса, сейчас рацпредложения необязательный пункт, но остались люди, которые не могут не творить.

- В 2005 году вам присвоили звание «Заслуженный машиностроитель РФ». Как вы это восприняли?

- Было приятно, что мою работу оценили. С другой стороны, когда упор делается на коллективный, а не на индивидуальный труд, порой бывает сложно увидеть вклад конкретного человека в общее дело. Я расцениваю это звание как поощрение за годы эффективной работы.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ОАО «ГРЦ Макеева».

СПРАВКА «КП»

Владимир Александрович Куфман. Заслуженный машиностроитель РФ. После окончания СГУ работает в ОАО «ГРЦ Макеева» с 1972 г.: инженер, старший инженер, ведущий инженер, начальник группы. Непосредственный исполнитель работ по обеспечению прочности при проектировании, экспериментальной отработке и сдаче в серию элементов полезной нагрузки баллистических ракет подводных лодок 2-го и 3-го поколений. Принимал активное участие в разработках и изготовлении конверсионных изделий: спасаемых летательных аппаратов «Спринт», «Медуза», «ТКМ-Волна», «Tubsat», малого космического аппарата «Компас», для которого обеспечение прочности стеклопластиковой капсулы оригинальной формы позволило получить заданные массовые параметры аппарата, а также пожарного автоподъемника АКП-50. Автор десяти изобретений. Награжден медалью им. акад. В.П. Макеева Федерации космонавтики России. Лауреат премии им. В. П. Макеева.

На правах рекламы.