Премия Рунета-2020
Омск
+12°
Boom metrics
Общество9 декабря 2014 11:47

Как Емеля на печи, на «Ниве» едут омичи

Сибиряки собирают машины, работающие на дровах и угле [фото, видео]
Народный экомобиль способен разгоняться до 120 км в час

Народный экомобиль способен разгоняться до 120 км в час

Фото: Андрей КУТУЗОВ

Мировые концерны давно ломают голову над разработкой авто, которое позволит экономить на топливе. А в это время сибиряк с 9 классами образования рассекает на своей ласточке, которой не нужен бензин.

«ЗАВЕДЕТСЯ В ЛЮБОЙ МОРОЗ!»

Последний чудо-аппарат из деталей старенького ЗИЛа 30-летний Кирилл Бузениус вместе с армейским приятелем Дмитрием Власовым собрали за неделю.

- Двигатель здесь самый обычный, но я подсоединил к нему газогенератор. Он преобразует любое твердое топливо в газ, - объясняет Кирилл. - Можно хоть старые носки в печку закинуть - и машина поедет, но я в основном использую дрова. И в отличие от обычного авто моя заведется в любой мороз! Вместо топлива ведь угарный газ. Но для двигателя внутреннего сгорания он не подходит - слишком грязный. Весь смысл газогенератора в очистке.

Изобретатель Кирилл Бузениус (слева) и его армейский друг Дмитрий Власов (слева) собрали чудо-агрегат за неделю

Изобретатель Кирилл Бузениус (слева) и его армейский друг Дмитрий Власов (слева) собрали чудо-агрегат за неделю

Фото: Андрей КУТУЗОВ

Авто на дровах работает так: в первый, самый большой цилиндр закладывают поленья или уголь. Их поджигают через специальное отверстие, оттуда же поступает воздух. Образовавшаяся во время горения окись углерода отправляется в фильтр, где освобождается от крупных кусков сажи и искр. Дальше будущее горючее остывает в теплообменнике. Оттуда перегоняется в другой фильтр - тонкой очистки: для удаления мельчайших частичек. И по трубопроводу, где становится топливом, смешиваясь с воздухом, - в обычный двигатель. Никаких особых манипуляций с ним не делали, просто установили кран. Открыв его, можно заправляться бензином, закрыв - ехать на газе, образовавшемся от дров или угля.

Эх, простора маловато - разгуляться негде!

Эх, простора маловато - разгуляться негде!

Фото: Андрей КУТУЗОВ

ПОЛЕНЬЯ ЗА 700 РУБЛЕЙ, ИЛИ БЕНЗИН НА 48 ТЫСЯЧ

- Кирилл с детства сообразительный был, - рассказывает его друг Дмитрий. - В 12 лет из списанных запчастей мотоцикл «Урал» собрал! А недавно придумал авто на метане. Принцип тот же: к машине подсоединяют баллон с газом. Но там давление гораздо больше, чем в двигателе на угарном газе. Боялись, что рванет. А нынешний вариант - совершенно безопасный. Причем и для экологии тоже. На выходе только водяной пар и СО2 - тот, которым газировку заправляют. Вот думаем: может, запустить еще и безотходное производство сладкой воды? (Смеется).

Первой машиной, на которой ребята решили поэкспериментировать, стал «Москвич» 1998 года выпуска. Вернуть к жизни потрепанный сибирскими дорогами автомобиль приятели решили не для себя, а на продажу. Первый образец сельский охотник оторвал с руками. Продать авто удалось аж за 80 тысяч! В 6 раз дороже, чем в среднем такое стоит.

15 килограммов угля хватает на 120 километров

15 килограммов угля хватает на 120 километров

Фото: Андрей КУТУЗОВ

- Особенно в лесу удобно. Закончилось горючее - набрал шишек, бросил в топку и поехал дальше, - объясняет Кирилл. - Экономия невероятная! Мы на деревозаготовке покупаем опилки и ветки по 700 рублей за 2 тонны. Чтобы проехать столько же на бензине, нам пришлось бы заправиться на 48 тысяч рублей.

После «Москвича» Кирилл взялся за «Ниву» отца. Наш водитель решил провести тест-драйв машины.

- Едет бодро, - вынес он вердикт. - Немного необычно, потому что отвык от ручной коробки передач. И надо постоянно поддерживать двигатель на повышенных оборотах, чтобы нагнеталось достаточное давление в трубопроводе. Думаю, для наших сибирских дорог и непогоды машинка самое то.

Газогенератор собрали, в основном, из деталей старого ЗИЛа

Газогенератор собрали, в основном, из деталей старого ЗИЛа

Фото: Андрей КУТУЗОВ

СПРАВКА «КП»

Машина на дровах развивает максимальную скорость - 90 км/ч. Чтобы проехать 120 км пути, хватает 15 кг твердого топлива. Оно дешевле бензина почти в 100 раз.

Вообще, «авто на дровах», не современная разработка. Во время Великой Отечественной в Сибири ездили на газгенах. На трассе вместо бензоколонок стояли будки с дровами - ими и «заправляли» грузовички-трудяги.

Но вот у их современных потомков шансов пройти техосмотр, а значит, без проблем пользоваться ими как обычными авто, нет. Такой экомобиль по-омски все-таки забавная игрушка для любителей оригинальных машин. Или интересный вариант для жителей глухих таежных сел, где не встретишь гаишников.