Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+7°
Boom metrics
Общество19 декабря 2014 7:12

Почему уральские мушкетеры завивали волосы и не любили шпаги?

«Комсомолка» узнала, через что пришлось пройти бравым русским солдатам, когда в конце 18 века император Павел I решил взять пример с иностранных военных
От героев Александра Дюма уральские мушкетеры отличались не только формой, но и происхождением. В Екатеринбургском мушкетерском полку служили не дворяне, а простые люди. Кадр из фильма "Д’Артаньян и три мушкетера"

От героев Александра Дюма уральские мушкетеры отличались не только формой, но и происхождением. В Екатеринбургском мушкетерском полку служили не дворяне, а простые люди. Кадр из фильма "Д’Артаньян и три мушкетера"

НУЖНЫ УРАЛУ ДЕНЬГИ, СЕ ЛЯ ВИ

В конце XVIII века жители Екатеринбурга неожиданно почувствовали себя европейцами. Здесь вдруг появились… мушкетеры. Так пожелал император Павел I, который устроил военную реформу сразу, как только взошел на престол.

- 29 ноября 1796 года российский правитель повелел сформировать Екатеринбургский мушкетерский полк на основе 5-го и 6-го Сибирских полевых батальонов, - рассказывает Владимир Земцов, доктор исторических наук. - Ранее эти полевые батальоны выполняли важную функцию защиты Урала от набегов кочевников. Однако когда к концу XVIII века эта проблема стала неактуальна, их решили преобразовать в регулярные подразделения.

Вахт-парад при Павле I (Александр Бенуа, 1907).

Вахт-парад при Павле I (Александр Бенуа, 1907).

Располагались солдаты, ставшие мушкетерами, на Иртышской военной линии, неподалеку от Омска.

Когда местные чиновники узнали, что до Екатеринбурга новоявленные мушкетеры доберутся только через год, то едва ли не прыгали от радости. Еще бы! Ведь в Екатеринбурге на тот момент было лишь 500 домов, по которым можно было расселить солдат, в то время как требовалось около 2000. К тому же встретить войско надо было по уставу - с охранными будками и шлагбаумами. Правда, радость от отсрочки была недолгой. Чиновники вдруг поняли, что на строительство Екатеринбургу срочно нужны деньги, причем немалые. Выход был найден почти моментально. Вспомнив про местных купцов, чиновники обложили их налогами, да так, что те в итоге расплачивались не только за подготовку города к встрече мушкетеров, но и за их последующее содержание. Сумма для этого требовалась фантастическая - четыре тысячи рублей каждый год (для сравнения - хорошую корову в те времена можно было купить за 10 рублей). Екатеринбургские купцы смогли собрать лишь 1,5 тысячи. Остальное должны были выделить их товарищи из других городов. Так, Ирбит благодаря своей знаменитой ирбитской ярмарке мог «отстегивать» в казну 990 рублей. А маленькие поселения вроде Соликамска и Чердыни - от 50 до 80. Всего 12 городов Пермской губернии рассчитывались за наших мушкетеров.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПРИЧЕСКА БЫЛА

После того как мушкетеры прибыли в Екатеринбург, едва ли не каждый день местные жители могли наблюдать, как они маршируют на окраине города. Там проводился так называемый вахт-парад. Готовились к нему мушкетеры заранее. Каждый вечер они драили кирпичом бляхи и завивали пропитанные салом и сделанные из пакли фальшивые локоны. Но что самое интересное - екатеринбургские мушкетеры вплетали в косу металлический прут, который придавал ей отвесное положение. На заботу о прическе уходила уйма времени. Из-за этого мушкетеры даже не могли как следует отдохнуть после тяжелого дня.

- Наступала ночь, но спать солдатам почти не приходилось - можно было сломать прическу, - рассказал Владимир Земцов. - Кое-как, сидя или подложив под шею полено, солдаты все же засыпали на несколько часов.

Ну, а форма уральских мушкетеров сильно напоминала ту, что носили в прусской армии.

«Наш прекрасный мундир заменили каким-то нескладным мешком, делающим и самого прекрасного мужчину безобразным привидением... - писал в воспоминаниях офицер Николай Грязнов. - Головы наши спереди обстригли под гребенку, облили вонючим салом, к вискам привесили огромные букли (локоны. - Прим. ред.), аршинную косу прикрутили вплотную к затылку и осыпали мукою, шляпы дали с большими полями. Эта шляпа была чудесной формы и едва прикрывала головы наши; ноги наши обули в курносые смазные башмаки и стянули за колено суконными штиблетами с красными вдоль всей ноги пуговицами».

Кроме того уральским солдатам сильно не понравился непременный атрибут каждого настоящего мушкетера - шпага.

Когда-то, чтобы посмотреть на шпаги мушкетеров, достаточно было просто прогуляться по центру города. Сейчас для этого нужно идти в музей. Фото: музей военной техники "Боевая слава Урала"

Когда-то, чтобы посмотреть на шпаги мушкетеров, достаточно было просто прогуляться по центру города. Сейчас для этого нужно идти в музей. Фото: музей военной техники "Боевая слава Урала"

«Вместо булатной, висящей на бедре сабли воткнули в задницы наши по железной спице, удобной только перегонять мышей из житницы в житницу, а не защищать жизнь свою... » - заметил Николай Грязнов.

Из одежды солдатам пришлась по вкусу лишь шинель, что неудивительно, ведь раньше о том, чтобы не замерзнуть зимой, бойцам приходилось заботиться самостоятельно. Теплую одежду надо было покупать на свои собственные деньги.

- Шинель строилась из белого сукна без подкладки с обтяжными пуговицами и имела отложной воротник, как на кафтане, - объясняет Владимир Николаевич. - Надевали шинель в ненастную погоду поверх кафтана в рукава, подпоясывались портупеей, а в походе часто носили скатанной сверху ранца либо через плечо. Полагалась также темно-зеленая фуфайка, овчинный полушубок, который мог надеваться под камзол, для чего у камзола сзади распускалась шнуровка.

СПАСЛИ ДЕТЕЙ

До Отечественной войны 1812 годы екатеринбургские мушкетеры практически не участвовали в реальных сражениях. Известен лишь один случай, когда они взяли в руки оружие не для того, чтобы маршировать, а чтобы использовать его по прямому назначению. Это случилось в первом десятилетии XIX века, когда на Сысертских заводах начались волнения. Начальство отменило праздничные выходные для мастеровых. Тогда рабочие прогнали администрацию и устроили в Сысерти общину, которая жила по своим законам. У них даже появился свой собственный суд, в котором решалась судьба воров, пьяниц и тех, кто хотел бежать из общины. Чтобы усмирить заводчан, в Сысерть отправилась команда из 300 человек - башкиры и солдаты местных регулярных военных частей. Однако мастеровые, вооруженные лишь кольями, камнями и поленьями, сумели прогнать их с завода. В осаде мастеровые жили почти три года, пока власти не решили задействовать мушкетеров. Но и тут заводчане не растерялись. Когда пришли мушкетеры, они спрятались за спинами детей и подростков, логично рассудив, что малышей солдаты бить не станут.

«Стоящие в толпе бунтовщики… тех малолетков разоставили против себя впереди с таковым изречением, что в случае движения противу их воинских команд, те малолетки, находясь напереди, будут первые смяты, и чрез то подвести могут под ответственность воинские команды, - докладывал 17 июня 1808 года пермский берг-инспектор Павел Томилов. - Исправник изъяснил, что кто из толпы неповинующих будет делать хотя малое преклонение к повиновению и станет от толпы отходить, то помянутые бунтовщики таковых хватают и по поимке чинят им наказание, а сверх того не токмо от толпы своей ни кого не отпущают, но даже и остальных людей со всех заводов вместе собирают и привозят к себе в толпу по лесам окольными дорогами».

Пока ситуация не стала совсем критической, мушкетеры решили пойти в атаку. Они окружили толпу из 800 бунтующих мастеровых и дали залп из ружей, заряженных холостыми «патронами». Ряды бунтовщиков дрогнули, но не сломались. Напротив, мастеровые крепко вцепились друг другу в пояса и приготовились к рукопашной схватке. Они ждали, что мушкетеры пустят в ход холодное оружие, но те решили обойтись малой кровью и просто стали выдирать из толпы зачинщиков и оттаскивать их в свой тыл. Особо ретивых били прикладом. В итоге толпу разогнали, а самых главных заводил взяли под стражу, чтобы судить. Остальных 800 бунтовщиков власти наказать не могли, иначе работать на заводах было бы некому, поэтому им предложили тянуть жребий, чтобы определить десяток тех, кого в назидание побьют розгами. В следующий раз екатеринбургские мушкетеры взялись за оружие лишь в 1812 году, чтобы биться с армией Наполеона. Правда, в то время они уже сменили название и форму и стали известны как Екатеринбургский пехотный полк.

Фото: Алексей БУЛАТОВ