Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
УМНЫЕ ВЕЩИ10 января 2015 12:30

На CES-2015 показали, какими будут телевизоры завтра

Наш обозреватель рассказывает о новинках, показанных на крупнейшей в мире выставке потребительской электроники
Александр МАЛЯРЕВСКИЙ

На проходящей в Лас-Вегасе ежегодной выставке Consumer Electronics Show (CES) показали необычные телевизоры. Казалось бы, с этой техникой давно все ясно и ничего нового придумать нельзя. Но...

Тенденция номер один – массовое появление моделей с разрешением UltraHD, также известным как «4К» (название по числу точек в длинной стороне кадра – их почти четыре тысячи). Это следующая ступень стандартного для телевизоров разрешения, идущая за популярной сегодня FullHD. Если на телевизоре или мониторе, поддерживающем стандарт FullHD картинка имеет размер 1920х1080 точек (чуть более двух мегапикселов), то UltraHD – 3840x2160 (восемь с небольшим мегапикселов). Для сравнения – размер стандартной телевизионной картинки в точках 720х576 (0,4 мегапиксела).

У телевизора Sony Bravia X90C толщина - всего 4,7 мм.

У телевизора Sony Bravia X90C толщина - всего 4,7 мм.

Что дает большее количество точек на телевизионной картинке? Более высокую детализацию, более плавные цветовые переходы и как результат – лучшее качество изображения. Если же мы говорим о телевизорах с большой диагональю – а сейчас не редкость модели с экранами сорок дюймов и более – то большое количество пикселов просто необходимо для комфортного просмотра передач, иначе будут заметны отдельные точки, составляющие кадр, пикселизация окажется слишком заметна, мы будем в каждом кадре видеть мозаику вместо цельной картинки.

Однако, с такими телевизорами есть одна проблема – фильмов и телепередач, снятых в UltraHD, очень мало. Например, в РФ легальный 4К-контент доступен только в интернет-кинотеатре Ayyo.ru, который в прошлом году первым выложил фильмы в FullHD.

На момент запуска в сентябре было доступно всего лишь четыре таких ленты, да еще и доступ к ним был возможен только с телевизоров Samsung. Осенью 4К-ленты предложили своим зрителям онлайн-кинотеатры ivi.ru и okko.tv, но доступны они были только на телевизорах LG.

Телевизионные 4К-трансляции первым начал «Триколор-ТВ», но это ре-трансляции Eutelsat Communications – фильмы о природе, оперные постановки, спортивные соревнования и т. д. – которые идут даже без дубляжа на русский. Как видно, выбор небогатый. В других странах ситуация с 4К-видео если и лучше, то ненамного.

Причина проста: большинство фильмов и телепередач, созданных ранее, сняты с разрешением много меньше 4К, видематериала даже в FullHD совсем немного. Даже большинство фильмов для трансляции в кинотеатрах с цифровыми проекторами имеют разрешение FullHD. Конечно, сейчас все активнее начинают снимают фильмы и телепрограммы в UltraHD, но пока количество такого контента займет сколько-нибудь заметный процент в море ранее отснятого материала, пройдет немало времени.

Несколько смягчает ситуацию с 4К возможность получать видео в этом формате самостоятельно – топовые смартфоны, а также некоторые новые модели фотокамер (включая, например, action-модели GoPro) позволяют снимать с таким разрешением. Кроме того, процессоры современных телевизоров позволяют обрабатывать обычное видео, «растягивая» его на UltraHD-экран – новые детали от этого на изображении, конечно, не появляются, но картинка на большом экране больше не выглядит мозаичной.

Как видно, сегодня приобретение 4К-модели – это покупка «на вырост». Но покупать телевизор сегодня, чтобы воспользоваться его возможностями только завтра – невыгодное вложение средств, к тому времени, когда 4К-контент станет популярным, 4К-телевизоры успеют заметно подешеветь.

Есть ли среди показанных на CES телевизоров актуальные сегодня модели? Есть.

Один из трендов - скрученные панели.

Один из трендов - скрученные панели.

Вторая тенденция – развитие панелей и совершенствование «улучшайзеров» для изображени и звука. Производители активно совершенствуют телевизоры, акцентируясь не только на разрешении, но и на других параметрах, от которых зависит качество картинки. Прежде всего, на яркости подсветки, контрастности подсветки и интенсивности воспроизводимых цветов.

Технические решения, применяемые для этого, весьма революционны. Принципиально нового на CES не показано, похоже, ничего – демонстрируемые инновации прошли «обкатку» на реальных моделях в течение последних пары сезонов. Но от того результаты не менее впечатляющие, а полет инженерной мысли не менее удивителен. Например, LG продвигает на CES линейку моделей, построенных по новой технологии с использованием «четырехцветного пиксела». Первые такие телевизоры в продаже появились в начале прошлого года, но идея действительно революционная. Каждый пиксел состоит не из трех традиционных цветовых элементов – RGB, Red-Green-Blue, то есть красного, зеленого и синего компонент – а из четырех: к традиционной триаде в каждый пиксел добавлен четвертый элемент, способный давать чистое белое свечение (W – White). В результате картинка получается очень естественной, что особенно заметно на светлых сценах и элементах – заснеженных пейзажах, белых платьях и т. д. Обычные кадры тоже получаются выразительными, что особенно заметно при сравнении двух изображений – RGB и WRGB – созданные по новой технологии заметно выразительнее, они как бы светятся изнутри и выглядят «реальней реальности». Важно, что новинки не требуют телевизионного сигнала в новом стандарте, они способны преобразовать сигнал из трех компонент для показа на экране с пикселами из четырех цветов, притом делают это «на лету».

Для современных манипуляций с сигналом у телевизоров должна быть очень мощная вычислительная составляющая. И она есть – специализированные компьютеры, спрятанные в тончайшие корпуса новых моделей способны обрабатывать картинку для оптимального воспроизведения на экране. Про «растягивание» стандартного телевизионного кадра на HD-экран мы уже упоминали, некоторые модели способны обрабатывать каждый кадр для превращения его в HDR, улучшая проработку деталей в светлых и в темных областях изображения, и т. д. Интересно, что производители начинают уделять все большее внимание не только работе с видео-, но и с аудиосоставляющей – звуковая дорожка тоже проходит цифровую обработку компьютером телевизора. Результат – лучшая детализация создаваемой встроенными динамиками звуковой картины. Теперь говорят не только о HD-видео, но и о HD-аудио – о звуке с высокой детализацией.

Замечу, что интересного в телевизорах куда больше – ультратонкие корпуса (тоньше, чем у смартфонов!), изогнутые дисплеи, «парящий дизайн» (из-за прозрачной подставки кажется, что экран парит в воздухе), поддержка новых smart-платформ – Android у Sony и Philips, webOS у LG, Tizen у Samsung, Firefox у Panasonic – и т. д. Но, на мой взгляд, интересные инновации в области традиционных возможностей ТВ гораздо важнее. Новые телевизоры существенно отличаются от предшественников именно способностями создания более детализированных, ярких и реалистичных картин (в том числе и звуковых). В демонстрации возможностей для этой цели симбиоза традиционных и цифровых технологий – один из главных итогов проходящей CES.